#1631 Александр М. » 22.03.2013, 10:35
13 (1) июня 1877 года. вечерние американские газеты:
«Нью-Йорк Таймс»: «Новое сражение при Саламине! Королева Виктория оплакивает свои броненосцы!»
«Чикаго Трибьюн»: «Великий мыльный пузырь! Британский флот оказался самым дорогостоящим блефом на свете!»
13 (1) июня 1877 года Вашингтон. Белый дом.
Президент САСШ Рутерфорд Бирчард Хейс и Госсекретарь Уильям Эвертс.
– Билл, Билл, так кто из нас оказался прав? – спросил президент у своего госсекретаря, – Помнишь, в прошлый раз, когда мы с тобой обсуждали новости из Стамбула, я поставил сто долларов против цента за то, что англичане, взбешенные появлением русских на Босфоре, сцепятся с ними, как два голодных койота. И русские сделают с ними тоже, что уже сделали с турками. Где моих сто долларов?
Эвертс, поморщившись, полез в карман за портмоне. Президент Хейс рассмеялся, и махнул рукой, – Билл, я пошутил. Если говорить по-честному, мы оба проиграли. Мы подозревали, что эти русские парни окажутся большими драчунами, но чтобы так нокаутировать британцев!..
– Сэр, – ответил госсекретарь, – я полагаю, что нам надо ускорить отправку Уллиса Гранта в Европу, чтобы он лично встретился с русским царем и этим таинственным адмиралом Ларионовым. Если сказать по-честному, сэр, я стал даже побаиваться этих бешеных русских, которые так лихо молотят своих врагов. Вчера – турки, сегодня – британцы, а завтра?..
– Да, Билл, – президент огладил свою пышную бороду, – я не ожидал от них такой прыти. Но королева не простит такого публичного унижения своих лаймиз. К тому же, как сообщают газеты, в плен попал ее сын, и это для нее уже личное оскорбление, пощечина. И что за этом последует? – он протянул госсекретарю руку, – Билл, хочешь еще одно пари?
– Нет, сэр, я и так знаю, что за этим последует война с Россией. Только вот кто будет с ней воевать? – Уильям Эвертс задумчиво посмотрел за окно, где отцветающие яблони роняли последние лепестки, – На суше Британии с царем не тягаться. Да и не привыкли англичане сами воевать, они всегда ищут простаков, которые будут сражаться и умирать за британские интересы. Но таковых сейчас в Европе нет. А вот на море…
– А что на море? – спросил президент, и хитро посмотрел на своего собеседника.
– А на море британцам русские уже хорошенько всыпали. – ответил Эвертс, – Тем более что, по имеющимся у нас данным эскадра Канала сможет выйти в море не раньше чем через месяц, а то и через два. Экономия, сэр. Пока парламент раскачается и выделит сверхбюджетные ассигнования на новую экспедицию... Но самое главное не в этом, самое главное в том, что самым больным местом для их острова является морская торговля. Помните, сэр, как затряслись англичане, когда во время Гражданской войны в наши порты в Атлантике и Тихом океане вошли русские крейсерские эскадры. Я думаю, что такой же трюк русские повторят и в этот раз. А это нам на руку.
Президент энергично прошелся по кабинету, – Да, Билл, я помню, что именно о таком варианте развития событий мы с тобой говорили несколько дней назад. На крейсерской войне мы можем сделать хороший бизнес. Причем, практически ничем не рискуя. Боевые корабли британцев, как показал опыт второго сражения у Саламина, для русских кораблей лишь легкая закуска. А с торговыми судами мы уж как-нибудь управимся. – Рутерфорд Бирчард Хейс взял со своего стола конверт из плотной бумаги, – Да, кстати, я вчера получил письмо от Уллиса Гранта, в котором он дает согласие на поездку в Россию. Вот оно. И знаешь, кого он хочет взять с собой? – Ни за что не догадаешься!
– Кого, сэр? – госсекретарь насторожился, став похожим на сеттера, сделавшего стойку, – Я весь во внимании…
Президент довольно ухмыльнулся в бороду, – Мой предшественник по Белому Дому пишет, что он хорошо знаком с одним моряком, который во время войны служил в нашем флоте, и у которого есть кузен. Этот кузен, в Гражданскую войну тоже служил на флоте, только у конфедератов. Сейчас он в отставке, живет в Алабаме, у него адвокатская практика в городе Мобил. И фамилия этого моряка…
Госсекретаря будто дернуло током, – Сэр, неужели речь идет о Рафаэле Семмсе? – О том самом Семмсе, который был командиром «Алабамы»?!
Президент Хейс стукнул кулаком по столу, – Да, Билл, о том самом Семмсе! Помнишь, сколько крови нам попортил этот крейсер! Почти два года он резвился на морских путях, утопив целых 65 наших торговых судов. Если бы не удача, улыбнувшаяся «Кирсаржу» в Шербуре, он запросто мог довести свой счет до сотни. Так вот, Уллис Грант пишет, что он предложил Семмсу отправиться с ним к русским. И тот согласился. Я думаю, что это хорошая мысль. Адмирал Рафаэль Семмс сумеет найти общий язык с адмиралом Ларионовым. А офицерам Российского императорского флота он сможет помочь организовать результативную охоту на британские корабли, поделившись своим богатым опытом.
Госсекретарь склонил голову и вкрадчиво произнес, – Сэр, какая блестящая идея! Нам надо завоевать доверие у этих русских парней. – госсекретарь посмотрел на висящую на стене карту северной Америки, – К тому же, большая заваруха, которая может начаться в Европе, нам лишь на руку. Оставаясь в стороне от нее, мы будем потихоньку подбирать под себя страны, которые президент Джеймс Монро объявил зоной наших интересов, то есть все, что расположено южнее нашей границы с Мексикой. Да и торговля с воюющими странами позволит нам неплохо заработать.
– Именно так, Билл! – Президент Хейс удивленно поднял брови, – Но почему должны смотреть только к юг? К северу от Великих Озер тоже есть страна, которая вскоре может оказаться ничейной. Надо быть наготове, прибрать к рукам наследство покойной и горячо любимой британской тетушки, – оба «джентльмена» рассмеялись, – К тому же, если верить тому, что сообщают о вооружении тех русских, которые крепко побили британцев, у них много технических новинок, с которыми стоит познакомиться поближе. Так что польза от поездки генерала Гранта может быть большой.
Госсекретарь Эвертс побарабанил пальцами по столу, – Сэр, в порядке общих размышлений, а чего такого мы можем предложить русским, чтобы они стали покладистыми и показали нам все свои новинки?
Президент Хейс ухмыльнулся, – Билл, пообещаем им нашу демократию! Только не надо на меня так смотреть, ну пошутил я, пошутил. Я прекрасно знаю, что она не стоит и ломаного цента. А, если серьезно, то надо дать Уллису Гранту самые широкие полномочия на заключение с ними любых соглашений. В конце концов, выполнять, или не выполнять эти соглашения, будем решать мы, в зависимости от сложившейся ситуации. Билл, максимально ускорь отъезд генерала Гранта и адмирала Семмса. Надо спешить! Ведь тот, кто первый улыбнется и протянет им руку, может рассчитывать на самое щедрое вознаграждение! Время не ждет!