#1723 Влад Савин » 22.02.2012, 00:07
вставил в середину (после докования) эпизод, предоставленные мне уважаемым Trokhym.
Естественно, с его разрешения. И отшлифовав.
=======================================================
Капитан первого ранга Сирый Сергей Николаевич, командир БЧ-5 АПЛ «Воронеж».
Голова гудит, хочется спать, точнее не так - спишь уже на ходу. Хорошо что завтра выходной, может отосплюсь за неделю. И хорошо что есть сопровождающий, молчаливые ребята, работа которых доставить мою тушку из точки А в точку Б. Это докование самое трудное что с нами случилось в этом времени.
Поставили лодку в док, думали отдохнем, это в походе все в напряжении , на контроле. А возле пирса и в доке уже можно на берег пойти расслабится.
Щас! Весь экипаж, кто свободен - на собрание. Это мероприятие, в актовом зале политехнического техникума походило на заседание Политбюро - пропуска, охрана снаружи и внутри - но в зале были только наши, вся охрана осталась за дверями. Ну и гости конечно были - наш "Жандарм" Кирилов, контр-адмирал Зозуля (тоже звание дали, за Киркенес), и все товарищи ученые, будущие светила и творцы Атоммаша.
И начали нас вводить в ситуацию. А она интересная :
Единственная в мире, пока, АТОМНАЯ подводная лодка.
Единственная в мире, пока, ракетная подводная лодка (хотя и ракетных кораблей еще нет).
То есть, никто из немцев для нас не противник. И если придет как в нашей истории через месяц линкор «Шарнхорст» - у нас забота будет одна: как эту жирную овечку в море найти и скушать.
Французы еще с ним придут? Значит, стало овечек.
Но это пока. Как заметил Командир: у немцев новые разработки есть. Подлодки с турбинами Вальтера, и самонаводящиеся торпеды (правда, лишь по горизонту).
Мне тут, как командиру БЧ-5 стало немного смешно. Отчего ведь все эти лодки с альтернативными движками после войны нигде не пошли (конец двадцатого века, топливные элементы, двигатель Стирлинга – это технологии совсем другие и сейчас недостижимые)? Атомарины уже появились? Так ведь малых и средних лодок, для внутренних морей, никто ведь не отменял – отчего их строили с теми же дизель-генераторами? Попытки были - я вам рассказывал уже, про нашу серию, проект 615А, по прозвищу «зажигалки»? Уж если фрицы так на эсминцах с высоконапорными котлами мудохаются – ой, мама, что же у них с этими крематориями плавучими будет, если в массовой серии?
Но командиру виднее. И правильно он говорит – чтобы экипаж не расслаблялся. Короче – надо скорее готовить лодку к новому походу. Поскольку, пока мы тут и в строю – Север наш, господство на море, приди сюда хоть все четыре «Айовы» и пара американских авианосцев со всей мелочью. Наши здесь это отлично понимают, и флотские, и сам товарищ Сталин – вот почему нас и держат в боевом составе, а не разбирают погаечно для изучения.
А сделать за время докования надо много. Тут с трибуны планы пошли озвучиваться, которые нужно сделать, даже не так, а что хотелось что бы сделали. Просьба была – всем подумать, что и как. Докладывать все командирам БЧ, а они уже командиру. И подготовка персонала, считай еще одного экипажа, не полного, но готовить надо.
Люди напряглись, когда про это заговорили, если будет еще один экипаж, то тогда можно и не вернутся на лодку. Но Кирилов сам попросил слова и начал успокаивать, мол этот "экипаж" будет состоять не из моряков а из инженеров. Для ознакомления с работой "Передовой" советской техники. А также с улыбкой заметил, что если не будет подготовлена замена то даже свадебку не сыграть и не заболеть.
Матросов это успокоило, и даже раздались вопросы когда "Ученые ученики" прибудут.
Следующим пунктом было - подготовка специалистов-ремонтников.
Тут уже все отнеслись более спокойно к тому, что обучать надо. Все самим делать, так и по берегу не пройтись, сил не останется.
Подготовка инструментов для работы с лодкой, это в 2012 есть всякие хитрые инструменты по варке труб, резке. Сейчас этого нет, поэтому в каждой БЧ нужно подготовить списки инструментов которые могут понадобится для ремонта и набросать требования к ним, и приблизительный вид этих инструментов в 2012 году.
Подготовка завода для работы с лодкой (тут ведь такого и не видели). Это для всех остальных мы можем сказать, что корабль сделали на верфи в строжайшей тайне. Но перед собой лукавить не годится. Понимаем, что ремонтниками на первом этапе будем мы сами, экипаж. Хотя придадут нам специалистов, конструкторов, что бы мы и их озадачили.
Да есть краны у пирсов, но пока работают на разгрузке конвоев, не хватает места в Архангельске, часть в Молотовске разгружают. Новые делать, специально под нас – так требования озвучить, что нужно, и лучше с заделом на будущее.
Создания нового вооружения на основе наших образцов, которые переданы, уже ведется и можно ждать, что опытную партию торпед мы получим очень скоро. Оказывается, были здесь такие работы еще в тридцать девятом, на основе парогазовой 53-39, но у нее шум глушил акустику наведения. А теперь тут срочно делают по принципу «я тебя слепила из того что было» - по списку: электроторпеды ЭТ-80, схемотехника и чертежи немецкого «Цаункенига», элементная база нового разлива (пока в основном радиолампы, но стержневые, принципиально иного типа, и керамика небьющаяся, а не стекло), еще опыт и советы наших «регионовцев» и вся та информация, что на нащих компах нашлась. Конечно, эти торпеды будут все ж сильно уступать нашим фирменным, из 2012 года – так ведь это еще первый шаг! И мы будем первыми их испытывать – а после уже все лодки СФ, а может и других флотов. Кто будет учить наших предков работе с новым оборудованием? "Второй экипаж" - но если он справляться не будет тогда придется заниматься нам.
-И последнее, это уже относится к самим командирам БЧ – завершил свое выступление Зозуля - надо подготовить доклады, с которыми выступить перед командирами других подводных лодок, сейчас пока обсуждается идея "Центра обмена опытом". Те знания что есть у Вас, необходимо передать командирам подводных лодок и БЧ. Ваш опыт, несколько ... специфичен, и не все что вы подготовите можно сообщить. Привлечем подводников, которые посвящены в вашу тайну, и они уже подскажут что можно говорить, а что не стоит.
Следующие пару дней прошли спокойно, да сейчас кажется что спокойно и тихо. Разбирали часть оборудования вместе с инженерами, техниками, потом сбор всего назад и необходимое тестирование. Параллельно с этим шло обсуждение, что подготовить, что изготовить, почти у каждого нашлось, что сказать, что предложить, часто запросы перекрывались. Список всего абсолютно необходимого рос быстро. Но затем пришло протрезвление, вместе с направленными к нам местными инженерами - специалистами по тому, что можно сделать в этих условиях. И список начал таять, сначала сильно, а потом не очень, и эти простыни с объяснениями для чего эти детали нужны, и как их сделать с замечаниями инженеров, были переданы командиру.
А потом навалилась учеба, днем учили пришедших инженеров, докторов. Причем пришлось рассказывать не просто, как это работает, с этим справлялись матросы, техники. Но вот с вопросами которые задавали ученики было труднее, тут начинал вспоминать и свой курс училища, и учебный центр, и что тебе объясняли битые опытом зубры, «этого в учебнике нет», впрочем сейчас никаких учебников еще нет. На некоторые вопросы ответ получался один, указывал на плакат сделанный кем-то из матросов, в рамочке под стеклом была на белом фоне выведана аккуратно надпись "ОГВ". Такие плакаты кочевали из одного отсека в другой, их начальство как баловство запрещало. И плакат исчезал из одного отсека и появлялся в другом.
А по вечерам в аудиториях все того же техникума собирались командиры и подводники с других лодок, находящихся в Северодвинске (таковых было пять, кроме все той же Щ-422 на заводе стояли в ремонте различной сложности К-2, К-3, С-101, Щ-402), и надо было рассказать с чем могут столкнутся подводные лодки, какие аварии, как их устранять, как тренировать команду. До этих вечерних посиделок надо было подготовить материал, согласовать его и уже с бумажкой с грифом для "СП" можно было идти на эти «Вечеринки» - там и я сам выступал, и накапливал материал что представляли командиры других подводных лодок, обмен информацией шел в обе стороны. Их реальный опыт – ситуации, на которых нас учили сорок лет спустя.
Самыми трудоемкими были тактические игры, на которых обыгрывались возможные ситуации и действия подводной лодки. Обучались взаимодействовать как лодки между собой так и с надводными кораблями. Играли почти всерьез – на планшетах наносили обстановку, смоделированную на основе командирских решений всех играющих сторон. Причем естественно, каждый игрок видел сторону лишь свою.
Воскресенье единственный день когда еще можно было отдохнуть. Но и тут часто находилась работа. Вот и сейчас иду из класса домой, в квартирку выделенную для проживания, где завалюсь спать и буду думать о том что бы скорее в море. И та нагрузка в море уже не кажется такой тяжелой. Но чем больше сделаем во время этого докования, тем легче будет следующее.
Обещали за неделю до выхода из дока дать неделю для отдыха.
Vlad1302