Моя Yamaha YIS 503 IIIR и всякие радости к ней. Машинка когда-то приехала в СССР в 1986 или в 1987-м году в составе КУВТ2 из Японии. Компьютерные классы ими комплектовали закупая вполне официально, японцы были очень рады и клали на КОКОМ и всякие "поправки Джексона-Веника" с прибором.
Сама Yamaha YIS-503 IIIR. На фото не видно, но память её расширена до 2048 кб и установлено дополнительное ПЗУ с графическим редактором "Painter'.
Процесс загрузки, логотип компьютерного стандарта "MSX" который одновременно и торговая марка. "При рождении" в компе было установлено 128 кб видео-ОЗУ и 128 кб основного ОЗУ. Поскольку при старте память не тестируется - пишет сколько забито в ПЗУ, а исправить цифру мне лень, надо выпаивать ПЗУ и ковыряться с программатором...
Запустился BASIC из ПЗУ, творение Майкрософта и Билли. И ведь когда-то же умели писать нормальные программы!

А это контроллер дисковода FD-051. Вернее даже не он, а его "клон" сколотый в начале 90-х фирмой "Веронекс" и выпускавшийся мелкосерийно в Сибири. Предположительно в Кемерово. По своему уникальная штука. Причем сколот хорошо, сделан даже удобней фирменного в чем-то. По крайней мере под шлейф с нормальным разъемом и может использовать как 3,5" так и 5,25" дисководы и дискеты на 720 кб. Фирменные были с одним разъемом для 3,5" только. Причем формат записи полностью совместим с FAT12, что позволяет легко переносить файлы на РС.
Старт системы с дискеты. MSX-DOS с некоей простенькой оболочкой "с закосом под Нортон".
Контроллер IDE для MSX, "Made in USSR!" Советские микросхемы кроме флеш-ПЗУ, советские КМ-ки, дизаен... На самом деле конечно "клон" Sunnrise IDE, но учитывая что тот "у авторов" фиг купишь по причине бешеной очереди на пару лет вперед да и авторы еще бразильцы... Этот даже доработанная версия, сразу слот для CF-карточек есть, а не только разъем IDE.
Да и вообще он выглядит "по советский", что очень даже хорошо для "атмосферы" этого старого компьютера.
Старт системы с контроллера IDE с CF-карточки на 256 мб. MSX-DOS 2, тоже от Билли. В общем весьма похож на обычный MS-DOS по понятным причинам.
Конфигурация когда установлены одновременно контроллер дисковода с контроллером IDE. Система запущена с CF, дисковод тоже доступен.
А это перезаписываемый картридж ESE-SCC. Содержит память SRAM и микросхему управления этой памятью с дополнительным 5-канальным аудио-синтезатором называемую SCC. Она работает совместно со штатной 3-х канальной AY-8-8910, вместе они дают 8-канальный звук. Еще там немного логики на плате чтобы рулит всем этим и фарадный конденсатор на роль батарейки для SRAM
Имея такой картридж и программку ROMLOAD на MSX можно в него записывать ROM-ы, которые прошивки игрушек вытащенные из фирменных картриджей, чтобы играть с него без дисковода и прочего. Ну и конечно без SCC в играх под неё сделанных звук будет "обрезанным". Например в Metal Gear 2, Nemesis 2 и прочих играх Konami второй половины 80-х.
Начинка ESE-SCC картриджа. Она самая, микросхема Konami SCC, память SRAM и фарадный конденсатор заряда которого как говорят хватает на 3 года для питания микросхемы памяти.
Запускаю со своего ESE-SCC картриджа игрушку. Логотип японской фирмы Konami, которая игрушку выпустила и микросхему SCC создала. Гигант игровой индустрии 80-х как никак.
А вот и он, знаменитый скролл-шутер Nemesis-2, он же Gradius-2. Старая игрушка без чит-кодов с замашками игрового автомата, требует упорности в освоении для запоминания игровых паттернов и хорошей скорости реакции. Из разряда "спинномозговых", для расслабления коры головного мозга, ибо думать в ней вредно и вся игра идет на наработанных рефлексах. Так что хватает спинного мозга вполне, отлично подходит для отдыха в малых дозах.
Пошла информация по игровому сюжету...
Еще одна игрушка запущенная на этот раз с CF программой LOADROM, прошу любить и жаловать - Tank Batallion! Да это именно предок BATTLE CITY с Famicom/NES коя у нас была в виде пиратской Dendy. Причем именно с MSX она и была портирована на приставки, а на MSX она пришла с игровых автоматов сохранив все черты. Потому я там еще ни разу не смог дойти выше 10-го уровня, сложность игры растёт в геометрической прогрессии чтобы поскорее "выкинуть" игрока и заставить вновь сунуть "новую монетку".
"Коробочки" пошли!!! О "Танчики", вы вечны!
Джойстик QuicShot II model QS-111. Несмотря на наличие переключателя на корпусе оказался не совместим со стандартом портов джойстиков MSX который в 80-х был "де факто стандартом" для кучи бытовых 8-битных компов. Чем меня сильно удивил. Чтобы играть с ним надо его перепаять, но пока все руки не доходят. А так джойстик хороший.
Рядом с ним маленькая платка - переходник для включения в порт джойстика MSX обычной двухкнопочной PS/2 мышки, потому как в Painter-е без мышки ничего сделать по факту нельзя. А "родной" мышки MSX, которая ни разу не СОМ-овская, у меня пока нет. Хотя есть надежда достать.
А вот и он, Painter. Сходство с Paint-от с РС прослеживается родовое, и точно так-же ему нужна мышка. Хотя возможности слегка побогаче и работает из ПЗУ командой в бейсике или при нажатии кнопки GRAPH при загрузке, причем умеет сохранять на дисковод картинки сам без ОС.
Но для его установки в Yamaha YIS-503 IIIR требуется иметь прямые руки и навык работы с паяльником.
(Фотка старая не сегодняшняя но пока сойдёт, потом может поменяю.)
Для установки ПЗУ содержащей Painter необходимо разобрать компьютер сняв крышку корпуса и клавиатуру. Потом вывинтить кучу винтов и вынуть плату, вставить в неё в не распаянные отверстия на плате спереди под клавиатурой разъем. Перевернуть плату, распаять разъем, добавить проводок заменяющий не разведенный на плате сигнал на разъем.
После чего перевернуть деталями вверх и поставить плату на место в корпус, а потом правильно одеть на разъем платку с ПЗУ. И только после окончательной сборки машины у счастливого пользователя появится свой графический редактор. Который впрочем весьма неплох и стоит усилий с учетом его "постоянного присутствия" в машине не зависимо от наличия дисковых накопителей и прочих внешних носителей информации.
Вот такая вот она, Yamaha YIS-503 IIIR КУВТ2 стандарта MSX2. Кстати, из-за русификации компьютера выраженной не только в буковках но и в ПЗУ с кириллицей имеется некоторая софтовая несовместимость с остальными MSX и MSX2. Впрочем и внутри стандарта MSX/MSX2 столько всякого лепили, особенно всякие там DEWOO CPC еще более несовместимые...