Скидываю обещанное
Мичман Дим писал(а):Superkashalot писал(а): Тогда сначала все подлодки БФ выходят на круглосуточное траление "рогаток" в Финзаливе до Хельсинки, а надводные тральщики - на ночное траление донных мин с комбинированным магнитоакустическим взрывателем МА1 и с прибором кратности (другие прибамбасы имеют сильное ограничение по сроку годности - не больше месяца).
Как Вы себе это представляете? Подлодками тралить мины!? Одна мина - одна лодка?! Нуну. По воспоминанием моряков Балтика напоминала "суп с клёцками", в роли клёцок были мины, естественно. Притом - каких только мин там не было.
Да и вытралить магнитно-акустическую мину с прибором кратности тральщиками... В Севастопольской бухте их тралили так: буксиры тягали баржи с металлоломом по фарватеру, многократно. И то, всё не вытралили. Вот и просидел весь КБФ запертым в Маркизовой луже до конца войны.
Уважаемый Мичман, я бы с большим удовольствием написал, что все разговоры мимо кассы, но не могу - поскольку тут моя вина. Надо было поподробнее раскрыть общую идею, но мне хотелось описать ВСЮ операцию, в которой бы сочетались бы одновременно блокада ГА Север и деблокада Ленинграда, поэтому решил, что сапиенти сат эст диктум. Ну что ж.. Меа кульпа!
По крайней мере по другим частям у народа никаких принципиальных возражений нет, хотя меня самого прорыв рамушевского коридора смущает гораздо больше по логистическим и психологическим причинам, чем прочистка прохода от Кронштадта до Хельсинки, где все упирается по большому счету в отработку алгоритма. Итак:
ЗАДАЧА - провести все крупные корабли БФ к столице белофиннов с целью ее захвата. Проблемы - мины в одноименном заливе и авиация. Сразу обозначу пограничные условия - задача что по полноценному, что по эпизодическому выходу из финзалива НЕ ставится в принципе, ибо тогда немцы могли дать нам серьезный бой даже имеющимися в данном водоеме крупными кораблями. Меня же вполне устраивает, что в пределах самого залива, ибо сами серьезные корабли заводить туда ОКМ не будет даже в страшном сне, наш флот сильнейший ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ!
С авиацией бороться сложно, но можно, тем более что в данный период времени один из важнейших противников - 1 ВФ – находился явно не на пике формы и готовности, если судить по ОТКРЫТЫМ ИСТОЧНИКАМ (я могу поверить, что некоторое время в его распоряжении было около полутысячи БОЕВЫХ самолетов ВСЕХ типов, занятых от финляндии до Демянска, но именно в то время, по крайней мере в РеИ, кроме инфраструктурных и зенитных частей на юге от залива, по крайней мере, было только авиационное командование №1 (Fliegerführer 1) в подчинении которого была транспортная эскадрилья с Ю-52 и группа постоянной готовности, если я правильно перевожу термин Flugbereitschaft). Пути (причем НИЧТО не мешает идти по всем одновременно) - превентивный удар по инфраструктуре 1-го ВФ люфтваффе и ВВС финляндии (раз), переброска в Ленинград большого количества недавно обученных пилотов для поддержания в течение всего светового дня активности воздушных разведчиков, чтобы более опытные в боях летчики не отвлекались от поддержки тоже практически постоянной боеготовности (два), все мелкие суда, где можно устанавливать хотя бы пару зенитных лафетов со спаренными ДШК, должны быть задействованы и как собственно зенитки против топмачтового (поскольку пикирующие «штуки» на море не применялись, да и не было их в 1942-м у 1 ВФ) бомбометания, так и естественная защита основных кораблей против торпедоносцев (три). Конечно, это не даст абсолютно стопроцентной гарантии, но позволит снизить риск до приемлемых величин, тем более, что перекрытие снабжения практически всей южной финляндии (я в курсе, что на западном побережье тоже есть транспортная инфраструктура, но если всю штурмовую и бомбардировочную авиацию как БФ так и ЛФ на некоторое время занять уничтожением ключевых узлов обороны финнов и добиванием остатков летной инфраструктуры , то уже через пару-тройку дней напряженной работы их и так практически беспомощные с самого сначала, из-за удара, ВВС можно будет спокойно списать со счетов) позволит сосредоточиться на 1 ВФ, базирующемся на аэродромы южной прибалтики, как основном и практически единственном противнике флота. В качестве дополнительной меры можно, если позволит его состояние, привести на буксире "Марат" и посадить его на мель где-нить в удобном для обстрела всего Хельсинки месте и нагнать вокруг сторожевиков с зенитками, чтобы у пернатых "героев" была такая "удобная" мишень.
Теперь по минам - уважаемый мичман, к сожалению слова "каких только мин там не было" несут лишь информационный шум, ибо из этого можно заключить только следующее "колдун, однако..". Мне бы была гораздо более интересна ЧУТОЧКУ более подробная инфа о самих минах (типах, устройствах, периоде активности и количестве в заливе), ведь принципиальным отличием донных неконтактных мин был ограниченный срок их службы, причем у разных устройств от нескольких дней до нескольких лет. Да и еще стоит учесть РЕАЛЬНЫЕ сроки их разработки и внедрения - ведь даже если кригсмарине и стали скажем закупать некое новое устройство в 1942-м (и кстати когда именно - может 31 декабря?

, то вовсе не обязательно что они ОБЯЗАНЫ ПОЯВИТЬСЯ в заливе тут же и в больших количествах. Но вот если у вас есть официальные документы прямо из рейхсканцелярии за подписью самого адика о том, что неконтактные управляемые избирательные мины с гидродинамическим комбинированным 100кратным взрывателем со сроком действия 15 лет и спецзарядом на 100 килотонн были ТОЧНО установлены в заливе до осени 1942 года, то тогда действительно другой коленкор и дергаться как минимум до конца войны смысла вообще нет (да и потом проще забросать залив «кузиными матушками» с изначально планировавшейся мощностью)...
Поэтому я и не стал растекаться мыслью по древу и остановился на простых умозаключениях, почерпнутых из опять-таки открытых источников. «Тысячи» мин и их защитников были, трудно спорить, но процентов 90-95 были старыми добрыми контактными ударногальваническими «рогатками», причем антенных контактных мин, как раз заточенных против подлодок, или было ОЧЕНЬ мало или скорее всего вообще не было, раз против них применялись противолодочные сети (причем самыми опасными для моего плана были те, что висели на линии «морского ежа» примерно по меридиану Гогланда). Из неконтактных были только знаменитые LMB, на одной из которых уже после войны подорвался «Киров», правда с разными, может быть прибамбасами, но тут особого разнообразия быть не могло, поскольку у большинства механизмов взрывателей, разработанных до 1942, был мааахонький недостаток – работать они могли не больше месяца. Это не относилось правда к «родному» магнитному взрывателю самой мины, прибору кратности (до 12 раз – с большим числом срабатываний не попадались, поэтому если есть ссылочки, то очень обяжете!) и в какой-то степени первой «комбинашке» магнита с акустикой МА1 (поскольку она точно могла действовать несколько месяцев, а при удаче и до года), поскольку и гидродинамика и вторая модель, в которой при шуме от имитаторов цепь блокировалась, широкое применение получили только с 1943-го.
С неконтактными минами по вашему рецепту довольно много мороки – у тех же наглов было малость попроще. Буксир возил на тросе плот с электромагнитом, питаемым от электрики буксира, и, если была нужда, имитатором гребных винтов тяжелых судов, как крейсеры, линкоры и тд. С прибором кратности ничего не поделаешь – если бы они лежали в одну линию или еще лучше кучу, то можно было бы теоретически поиграться с вкл/выкл магнита и имитатора на ходу, а так… Придется честно таскаться все 12 раз по выбранному коридору (остальной залив можно дотралить и после войны) и еще ночью, чтобы у врагов лишних вопросов не возникало. Риск утонутия у экипажей есть, но лучше потерять просто лайбу, чем потом боевой корабль, да и спасательное судно по идее (ну если Трибуц или Говоров не совсем отмороженные мясники-идиоты) должно быть рядом. Кроме того, с них еще должны будут работать водолазы, дырявящие пиропатронами или просто отрезающие подводными резаками большие стальные конусы-поплавки, держащие противолодочные сети в воде, опять же не обязательно по всей длине залива, а только по габаритам нужного прохода.
А вот с «рогатками» придется повозиться и именно подводникам-балтийцам! Я рассматривал разные варианты, и они наверно могли бы теоретически сработать, но у всех был один неустранимый недостаток – ШУМ от подрывов самих мин, который гарантированно похоронил бы надежды на какую-либо скрытность. Конечно, еще оставалось бы простое ночное траление с буксировкой, а не расстрелом на месте из-за того же шума, но по мере удаления от Кронштадта и приближения, поскольку работать надо было практически в полной темноте, к вражескому берегу, заняло бы время как раз до периода «белых очей», когда ничего уже толком сделать нельзя. Поэтому единственный приемлемый вариант – работа из-под воды по перебиванию минрепов (я кстати искал в инете но так и не нашел хотя бы принципиальной схемы магазинного минного защитника на несколько пиропатронов, поэтому исходил что у него тоже несколько тросов, что конечно прибавляет геморроя, но не на порядок все-таки) и отбуксировка мин и защитников к базе. Это диктует жесткую, а не гибкую конструкцию трала (чтобы мины и защитники не всплывали из-под воды), который должен крепиться к бокам внешнего корпуса подлодки и карабины, фиксирующие трос и которые должны иметь лебедки для его сматывания, и некий бапмер на носу с резаками или пиропатронами для борьбы с сетями и низколежащими минами. Разумеется, чтобы не сработали донные мины, также должны быть приняты организационные меры по регулярному размагничиванию лодок перед выходами (вроде бы в РеИ этим как раз Курчатов и занимался) и какие-нить реальные идеи по снижению шума от винтов, например что-то вроде сопла вокруг них или водометного движителя.
В общем, все выглядит примерно так: лодки доходят до минных банок и понемногу (ну хотя бы 6-7-9 мин и\или защитников за раз и аккуратно задним ходом возвращаются на (точнее под) плавучую базу, плавающую на границе эффективного боевого радиуса нашей авиации, где мины обезвреживаются и цикл повторяется. Если столкнулись с сетью, то ею той же ночью займутся с надводных судов.
Теперь по общим цифрам – почти 10 тыс. мин и 12 тыс. защитников, это не хило. Но сколько из них реально было между Хельсинки и Кронштадтом? Все, три четверти, две трети? Я не стал гадать на кофейной гуще и взял наиболее вероятное предположение – порядка половины, 5 тыс. мин и 6 тыс. защитников. Даже с вашими цифрами по количеству подлодок у БФ и, скажем, хотя бы двумя (в начале разумеется больше, но мы ведь планируем прочистку проходов до самого Хельсинки, до которого от Кронштадта по прямой порядка 250 км) рейсами в сутки, с общей добычей в среднем порядка десяти мин, потребуется не больше 20 дней для ПОЛНОЙ очистки всей восточной части, а уж для протраливания относительно (всего залива и хотя бы в ширину) узкого прохода примерно вдвое меньше. Но так уж и быть с учетом всех «неизбежных на море» случайностей сразу забьем месяц только на предварительный (до десанта) период очистки. Потом уже, когда финны потянут вверх шаловливые ручонки, надо будет от души отбомбиться по «тайллинну», чтобы у кюхлера или скорее всего кого-то из кригмаринных адмиралов была РЕАЛЬНАЯ возможность сбрасывать в восточную часть (от Хельсинки и далее) залива только донные мины и только с самолетов, хотя если учесть их в общем-то относительно хрупкую конструкцию из алюминия и тогда уже даже вообще картона, достаточно просто засекать сам факт и, разумеется, место сброса и по возможности расстреливать в воздухе их парашютики, чтобы корпус гарантированно треснул от удара о воду.
Конечно, предложенные меры тоже не дадут стопроцентной гарантии от гибели подлодок при разминировании, но хотя бы их гибель не будет совсем уж напрасной (как в РеИ, когда убедившись к весне 1943, что залив стал полностью непроходим для подлодок, командование БФ просто практически полностью свернуло все операции под водой), поскольку хотя бы несколько затраленных и ПРИТЯНУТЫХ мин уйдут с ними на глубину, что пусть и на промилле, но повысит шансы для других.
Мичман Дим писал(а):Краткий исторический экскурс.
Группировка военно-морских сил противника в Финском заливе включала 118 немецких боевых кораблей, в том числе канонерские лодки, сторожевые корабли, катера, а также 124 финских корабля, среди них броненосец береговой обороны и 5 подводных лодок . В блокаде Ленинграда и Балтийского флота участвовали 1-й немецкий воздушный флот (до 490 самолетов) и финские военно-воздушные силы (280 самолетов) . Кроме того, в Балтийском море находились 1 линкор, 5 крейсеров, 4 миноносца, около 170 кораблей других классов, большое количество подводных лодок, а в базах Пиллау, Киль и других имелось свыше 700 катеров для охраны рейдов и побережья .
Краснознаменный Балтийский флот — командующий вице-адмирал В. Ф. Трибуц — находился в оперативном подчинении командующего Ленинградским фронтом. Флот должен был защищать подступы к Ленинграду со стороны моря, прикрывать приморские фланги фронта, оказывать поддержку сухопутным войскам, вести контрбатарейную борьбу, а также обеспечивать воинские перевозки в восточной части Финского залива и в Невской губе, нарушать морские коммуникации врага. Ладожская военная флотилия под командованием контр-адмирала В. С. Черокова, входившая в состав Балтийского флота, обеспечивала коммуникации на Ладожском озере. Краснознаменный Балтийский флот и Ладожская военная флотилия к началу апреля 1943 г. насчитывали 1 линейный корабль, 2 крейсера, 2 лидера и 11 эскадренных миноносцев, 29 подводных лодок, 24 торпедных катера, 385 малых кораблей и других катеров, 232 боевых самолета. В течение года в состав флота вступили 3 новые подводные лодки, 39 торпедных катеров и 53 малых корабля и катера .
Корабли, базировавшиеся в Ленинграде и Кронштадте, находились в пределах досягаемости огня вражеской артиллерии. Немецко-фашистское командование для блокады советского флота и защиты коммуникаций на Балтике решило закрыть выход из восточной части Финского залива сетевыми и минными заграждениями. В апреле — мае между островом Нарген (Найссар) и полуостровом Порккала-Удд вражеские корабли поставили противолодочные сети. Проход между островами Нарген и Аэгна также был загражден сетями. Сети длиной более 30 миль устанавливались в два ряда на расстоянии 150 — 200 м друг от друга. В тех местах, где рельеф дна позволял подводным лодкам пройти под сетью, применялись донные магнитные мины. Восточнее сетевого заграждения располагались линии мин в несколько рядов каждая. Мины ставились на различной глубине с целью перекрыть толщу воды от поверхности залива до дна. Всего было использовано 9834 мины и 11 244 минных защитника.
В общем , моё мнение - по КБФ вообще сомнительно. При явном немецком преимуществе в авиации и кораблях ...
Неплохие цифры. Правда, сколько точно боевых МОРСКИХ самолетов было в распоряжении у 1 ВФ именно в ноябре 1942 из них не видно. Потом все крупные корабли (линкор и крейсера) а также (исходя из элементарной, Ватсон, логики) подлодки были ВНЕ залива, а значит, в предстоящей операции спокойно могут не учитываться, а остальные против той же «Октябрьской революции» (в девичестве «Гангута») практически не пляшут, включая финский береговой броненосец «Вяйнямёйнен». И кстати, по моим данным в составе БФ на тот момент было 60 (без учета 3 потом введенных) подлодок всех типов.
Единственную реальную угрозу могут представлять воздушные разведчики, но тут единственное, что можно посоветовать – не лезть днем на мелководье и\или перископную глубину или похимичить со стойким подводным камуфляжем (хотя заливу до прозрачности тропических вод да еще практически зимой ой как далеко). Для пущей верности, можно начать подготовку к подводному тралению (разработка и установка конструкций тралов и бамперов, предварительные разведка сетей и траление донных мин по картам из будущего и даже отработка алгоритма основной операции на ближайших банках) еще где-то в начале октября, раз уж понятно, что выход в остальную Балтику наглухо замурован. А когда будет предложена идея по освобождению Ладожской ж\д, то в качестве «отвлекающей» операции Трибуц и может предложить приехавшим в начале ноября осмотреться Шапошникову и Кузнецову десант на Хельсинки с РЕАЛЬНЫМИ достижениями, скажем, в виде пары СОТЕН уже вытраленных мин и вдобавок полутысячи защитников, которые после минимального ремонта уже вписаны в арсеналы БФ.
Но если уж ВАШ исторический пессимизм настолько глубок («ничего нельзя сделать, патамушта – ННИЗЗЯ!»), то хороший план допускает некоторые модификации. Но в таком варианте (без похода по заливу) ВСЕ 25 эсминцев и 2 лидера перебрасываются в Ладогу, а число мест высадки увеличивается до 15, те или по 2 эминца или по лидеру на точку. Конечно есть и здесь некоторые сложности, но тут главное успеть отогнать финнов из западной части Карелии к старой границе до плотного ледостава на Ладоге, потому что на востоке, без снабжения и одной зимы для вымирания и\или вразумления через Колыму вполне хватит. Хотя удар по финским аэродромам стоит оставить и здесь. Ну где-то так. Просто в моем варианте есть неплохой шанс обойтись вообще без серьезных боев и еще получить бонус в виде полноценной Карело-финской АССР…