Александр М. писал(а):Я с ненавистью вспомнил тот роковой для всех нас приказ, согласно которому «Варяг» оказался в подчинении посланника Павлова. Инструкция из Петербурга, приложенная к этому приказу, прямо предписывала: «поддерживать хорошие отношения с иностранцами, не мешать высадке японских войск, если бы она происходила до объявления войны, И НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ УХОДИТЬ ИЗ ЧЕМУЛЬПО БЕЗ ПРИКАЗАНИЯ». Вот-так! Надо было ни смотря ни на что стоять в порту и ждать — что нам прикажет посланник из Сеула!
А приказа забить на устав, случайно, не поступало?
Морской устав Российской империи 1901г. Статья 14. Никто из служащих на флоте не должен простирать власти своей за пределы, назначенные законом. Превышением власти не считается, когда отдельный начальник, в чрезвычайных обстоятельствах, примет на свою ответственность какую-либо особенную меру и потом докажет, что она была необходима в видах государственной пользы и что он не мог, без видимой опасности, вреда для службы или чести русского флага, отложить принятие этой меры до разрешения высшего начальства.
Военно-морской устав о наказаниях, 1886г.Статья 68. В случае совершения, по приказанию начальства, деяния, признанного судом преступным, подчиненные подлежат ответственности только тогда, когда они превысили данное им приказание или же, исполняя приказание начальника, не могли не видеть, что он им предписывает нарушить присягу и верность службе или совершить деяние, явно преступное.
Статья 142. Преступным бездействием признается неупотребление морским начальником или иным должностным лицом всех указанных или дозволенных законом средств, коими он имел возможность предупредить или остановить какое-либо злоупотребление или беспорядок и через то сберечь государство, общество, армию, флот или вверенную ему часть от ущерба или вреда. От 8 до 1.5 лет строгого режима, можно и с конфискацией.
Статья 143.ч.2. Принятие морским начальником решительных мер, под собственную ответственность, совершенное в чрезвычайной ситуации, не является превышением полномочий и не наказывается, если он сможет доказать, что их принятие было продиктовано необходимостью и заботой о государственных интересах, или не могло быть отложено до получения соответствующего разрешения, ввиду опасности, и/или возможного урона для службы и флага.
Вот таки дела.
Александр М. писал(а):Я подумал, что в будущем найдутся всезнайки, которые обвинят меня во всех смертных грехах. Бог с ними — что взять с людей, которые видели море только с берега, а связь с флотом поддерживали только в трактирах, поедая макароны по-флотски.
Ага. Во всем виноват кто? Правильно, во всем виноват кто угодно, кроме того, кто виноват по-умолчанию.