#1888 master_iuda » 26.12.2014, 11:58
Была у меня мысль наведаться в Быхов и продолжить крушение люфтваффе. Там на аэродроме сейчас сконцентрированы остатки 51 истребительной эскадры – 20 самолетов Ме – 109. Еще там парочка штабов и лагерь для военнопленных расположены. Но после увиденных в тылу 2-ой Танковой группы порядков по охране тыла пришлось от нее отказаться. Войск там, у немцев, куча собралась.Насколько помню они удар на юг готовить должны, в тыл обороняющимся на Украине. Вот и собираются с силушкой. Светиться перед ними нам это противопоказано. Была бы связь с Центром, тогда можно было бы рискнуть, а так просто головы сложим. Нужно было искать другие цели и маршруты движения к фронту. К «чугунке» Осиповичи – Могилев не прорваться. Постов натыкано немеренно. По автомобильным дорогам тоже долго не позлодействуешь. Рано или поздно вычислят и так нашумели. Надо отсюда линять и чем быстрее, тем лучше. Вот поэтому я и решил идти к Шклову. На фоне передвигающихся в наступлении подразделений мы вполне можем затеряться в толпе немцев.
Так что через пару часов ждет нас дорога долгая на северо-восток. Благо там хороших дорог хватает, и мы не пешком пойдем, а на транспорте с ветерком. Если все получится, то к ночи выйдем к намеченному району. Избаловались мы, гуляя по вражеским тылам, привыкли с комфортом передвигаться. Нет, чтобы как все окруженцы тихонечко пешочком по лесам и болотам , так нет , обязательно надо нарисоваться у всех на виду. Вырезая посты и небольшие гарнизоны. А пока пусть народ отоспится и отдохнет, я же разомнусь и округу посмотрю.
______________________________________
Народный комиссар Внутренних дел Лаврентий Павлович Берия сидел в тиши кабинета и еще раз просматривал документы принесенные Судоплатовым. Они касались действий 132 батальона НКВД за последнюю декаду июля. Многое можно было бы отнести к разделу фантастики, однако заместитель командира бригады Особой группы при НКВД СССР полковник Третьяков, направленный в Слуцко - Бобруйскую группу войск многое видел своими глазами и все подтвердил.
Кто бы мог подумать что вырвавшись из стен Брестской крепости остатки батальона смогут не только пройти по тылам противника, но и создать на оккупированной территории Свободную от оккупантов зону. Громя аэродромы, тылы и штабы врага, освобождая наших военнопленных, отряд Седова вырос в несколько сот раз. Порой, действуя на грани фола, они совершили немыслимое. Один захват Ляховичей , Клецка, Слуцка, Уречья и Бобруйска чего стояли. Гарнизоны этих городов были больше чем численность батальона в несколько раз и, тем не менее, Седов проведя разведку, все рассчитав, рискнул и добился успеха. Ведь были попытки наших окруженных войск прорваться к линии фронта через Минск, Борисов, Несвиж и Барановичи и другие города Белоруссии, но необдуманные действия лишь приводили к потерям личного состава и техники. А освобождение лагерей военнопленных! Ведь была же информация об месторасположении сборных пунктов и лагерей, системе их охраны, ближайших гарнизонах врага, но никто не решился на их нападение. Все ссылались на нехватку сил и средств. Седов же получив информацию, выбрал самые крупные и нанес удар несмотря не на что. Оказалось, что охрану лагерей с десятками тысяч пленных несут всего несколько рот солдат врага, что при правильной организации можно снабдить бывших пленных оружием и боеприпасами, дать им возможность искупить свою вину за попадание в плен.
Опираясь на опыт действия батальона, Бригадой особого назначения НКВД была проведена операция по освобождению наших пленных в Лунинце. Еще почти семь тысяч человек влилась в состав Слуцкой группы войск. Пусть не все из них смогут взяться за оружие, тем не менее, они сохранены для страны.
Трудное время требовало специфических решений, лейтенант оказался мастером таких. Чего только стоила своевременная и правильная идея создания штрафных батальонов и рот. Хорошо проработанная и обоснованная примерами, выкладками, показаниями бывших военнопленных и документами германцев она была оформлена в виде проектов Положений о создании таких подразделений в РККА. Привлеченные к изучению этих проектов специалисты дали высокую оценку представленным документам. Сегодня они должны были быть оформлены приказом Наркомата обороны.
Узнав о передаче Седовым созданной группы войск под командование генерала Константинова Берия, сначала вспылил, но потом, взвесив все «за» и «против» понял, что Седов, переложив дальнейшую ответственность за деятельность и обеспечение группы войск на военных, поступил правильно. Несмотря на мощную авиационную поддержку и принимаемые меры долго продержаться «Слуцкий котел» не мог. Благодаря Седову органам НКВД достались лавры победителей, а РККА все остальное.
Положение в районе Слуцка и Бобруйска с каждым днем ухудшалось. Немецкое командование, обеспокоенное действиями событиями в своем тылу бросило несколько своих дивизий для блокирования и уничтожения группировки. Немцами были отбиты города Клецк, Осиповичи. Полностью восстановлено движение по железнодорожной линии Минск – Елизово. Однако дальше продвинуться к Слуцку, Бобруйску и в направлении Старых Дорог они не смогли.
На Барановичевском направлении, под ударами кавалерийского полка СС усиленного танками и пехотой, подразделения группы войск уничтожив инфраструктуру железной дороги и мосты, отступили на заранее подготовленные позиции в пригородах Ляховичей. Прикрывшись реками Ведьда и Шевелевка, они пока сдерживают врага. Но силы не равны и вскоре обороняющимся придется отступать к Слуцкому укрепрайону, где Константиновым на базе боевой группы 161 дивизии была развернута новая линия обороны. На других участках линии соприкосновения с войсками противника положение было получше.
Части кав. группы Балицкого, десантники Левашова и бойцы боевой группы 121 дивизии, пополненные бывшими военнопленными, продолжали удерживать позиции у жд. станции Татарка, п. Ясень, плацдарм и мосты у Бобруйска, сдерживая наступление 87 пехотной дивизии немцев.
707 охранная дивизия вермахта от Ивацевичей начала наступление на Слуцк. Но уперлась в необходимость восстановления мостов и переправ. Лейтенант Маслов (опять же из батальона Седова) со своей боевой группой активно им в этом мешает, обстреливая из орудий и минометов переправы и устраивая минные засады на пути движения колонн противника. Сейчас бои идут в районе села Мазурки.
Тише всего в районе Ганцевичей. После рейда 2 полка НКВД к Лунинцу, разгрома 2 кавалерийского полка СС, немецким и нашим войскам там пришлось перейти к обороне и ограничить свою активность только действиями разведгрупп. Это дало возможность снять часть боевых подразделений и направить их на другие участки.
Войска 21 армии не только не смогли пробить коридор от Рогачева к Бобруйску, но и удержать коридор к линии фронта в районе п.Октябрьский. 27 июля стыковые дивизии 43 и 65 армейских корпусов вермахта ударами с севера и юга прорвали позиции частей 66 стрелкового корпуса и закрыли коридор. С 30 июля на участке фронта наши части перешли к обороне.
Сегодня ночью от Бобруйска, ударная группа генерал - майора Сидельникова, состоящая из бронегруппы Козлова, остатков штабной группы Седова, тяжелого и противотанковый артдивизионов, подразделений 2-го Особого полка НКВД, боевой группы Сафонова (переброшенной из Ганцевичей), конно-механизированной группы и остатков 47 кав. дивизии при поддержки авиагруппы Паршина, с целью прорыва к линии фронта должна нанести удар по направлению на Паричи. Войскам 21 армии приказано всеми силами поддержать этот удар. Надеюсь у них все получится.
В то, что Седов погиб в бою под Бобруйском не верилось. Утрата связи с его отрядом еще ничего не говорила. Отряд, вырвавшись из окружения, мог скрываться в лесах или идти к линии фронта.
http://samlib.ru/s/sizow_w_n/