Всем любителям цельнометалических самолетов посвящается ...
Влад Савин писал(а):Цельнометаллический самолет .... не было у нас в войну, цельнометаллических истребителей, в серии !
1) Ну, во-первых, такой самолет был (дружно учим матчасть
http://mkmagazin.almanacwhf.ru/avia/i_30.htm) и
подготовлен к серии2) читаем там фразу "Но, несмотря на поистине героические усилия рабочих и инженеров, запустить в серию
цельнометаллический истребитель в условиях военного времени оказалось невозможным", а теперь попробуем разобраться
"с условиями военного времени и героическими услилиями"
а) на самолет банально не было материаловСоветская промышленность получала в год около 60 тыс. т. алюминия, при этом мобилизационный план на 1939 г. (МП-1)
предусматривал потребление 131100 т. за один год войны. К 1939 г. Германия, продолжая удерживать первое
место в мире по производству алюминия, произвела его 194 тыс. т [за 1939 год]
К ноябрю 1941 г. были потеряны мощности, на которых до войны производилось 60% всего алюминия
по 1941-1945
* СССР = произведено 340 тыс. тонн + лендлиз 328 тыс. тонн = 668 тыс. тон
* Германия = 1 704 тыс. тонн
Учем что что алюминий использовался и в производстве моторов для Т-34
(если кто желает может посмотреть сколько в В-2 аллюминия).
б) Самолет негде было производить по крайней мере до 1943 г. К октябрю 1941 г. в эвакуацию были отправлены 118 авиазаводов, производившие до войны три четверти всей авиапродукции.
В результате эвакуации в ноябре 1941 было изготовлено всего 627 машин (всех типов!),
или в 3,6 раза меньше, чем в сентябре, а в декабре план производства самолетов был выполнен
лишь на 38,8% и моторов - на 23,6%; за этот месяц авиазаводы дали фронту самое
минимальное за весь период войны число самолетов - только 600 машин.
В конце 1941г. основными поставщиками истребительной авиации оставались всего
два завода № 21 и 292, а из моторостроительных предприятий только завод № 19
На полную мощность заводы вышли только в конце 1942 начале 1943 гг.
в) самолет некому было производитьЗа период 1937-1940 гг. количество авиапредприятий увеличилось на 75% , "ускорение" 1940 г. привело
к тому, что к лету 1941 г. советская авиапромышленность в 1,5 раза увеличила
свои производственные мощности и превосходила германскую авиапромышленность по этому показателю в 1,5 раза
К сожалению, столь бурное развитие имело и свои негативные стороны. Повторилась ситуация середины 1930-х гг.,
когда одновременный ввод в эксплуатацию многих новых заводов "размыл" тонкий слой квалифицированного
персонала, в результате чего резко упала производительность труда.
Всего на заводы НКАП в 1940 г. было переведено 30 тыс. "необученных" квалифицированных рабочих.
Были случаи, когда производственные группы удваивались за счет "новеньких", т.е. на одного опытного
рабочего приходился один стажер (!)
Рабочих становилось больше, но индивидуальная выработка падала. Типичным случаем является
"фотография рабочего дня" фрезеровщика Милехина, сделанная в феврале 1941 г. на заводе
№ 22 им. Горбунова. За 1,5 смены Милехин из 660 минут проработал только 262 (!)
Выводы подтверждаются информацией на
http://www.laspace.ru/rus/vintlist.php (НПО Лавочкина)
В феврале 1939 г. в СССР был объявлен конкурс по созданию новых боевых самолетов, участие
в котором приняли сотрудники Наркомата авиационной промышленности - конструкторы
В.П.Горбунов, С. А.Лавочкин и М.И.Гудков.
Предэскизный проект был выполнен Лавочкиным и Горбуновым всего за неделю.
Зная возможности авиационной промышленности СССР, конструкторы предложили проект цельнодеревянного
самолета. Использование древесины в качестве авиационного конструктивного материала
в конце 30-х годов считалось уже анахронизмом. В нашей стране, тем не менее,
ее продолжали использовать -
сказывалась нехватка алюминия. Почти все предвоенные и
стребители имели смешанную конструкцию. Это был своего рода компромисс: дюраль - в дефиците,
а древесина - дешева и технологична. Кроме того, на первый план выходила
возможность
массовой постройки самолетов минимально квалифицированными рабочими.
Да, как запускали в производство Ла-9,11 Миг-15
http://aviac.ru/plane1917-45/print:page,1,302-vne ... -texnologij-i-povysheniya.htmlОчень позновательно, особенно про культуру производства
