#4392 Ольгерт Иванов » 13.06.2021, 17:22
Концепция "гражданского общества" зашла в тупик.
Романтическим понятие гражданского общества сделала античность, когда в античных городах-государствах гражданами были все свободные, способные защищать государство. Эта гражданская общность была утеряна вместе с укрупнением государства. И все последующие поколения, начиная с греческих и римских классиков ностальгировали по такой ситуации товарищества (Firmissima est inter pares amicitia).
Новое время оказалось материально богаче античности, поэтому община граждан расширилась до размеров европейского национального государства. Однако прямое продолжение античных взглядов на гражданство как на награду свободным и имеющим право владеть оружием и рабами, привело к фашизму и нацизму.
Современное понятие "гражданское общество", которому нас пытаются научить очередные либералы, является прямой противоположностью классической общины граждан. Американская версия и европейская (особенно немецкая) модификация гражданского общества восходит к протестантским экзальтированным сектам, которые и начали "спасаться" перформансами. Эти секты включали в себя элемент антиобщественного и антикультового поведения, то есть прямо противоречили той классической версии общины граждан, как вооруженных людей, способных защитить себя и свою собственность, а также наехать на соседей.
Крупнейшим таким англоязычным перформансом XX века стало распространение grassroots movement в 1960-е годы, или попросту хипы, которые в американском своем варианте еще сохраняли поначалу связь с американской версией христианства, которое множилось у них на толерантное принятие других религий, особенно индийского происхождения.
Либеральные ученые подвели базу под важность и необходимость гражданского общества в этой его американской версии XX века, придав ему роль общественного фильтра, который корректирует власть. На деле за этими уже научными объяснениями этого феномена все равно читаются прежние представления о блаженных и юродивых, которые своим антиобщественным поведением тоже типа как бы корректировали власть.
Вообще-то ранний протестантизм основных протестантских конфессий резко негативно относился к бродяжничеству и нищенству, а нищие и бродяги считались признаками и агентами враждебного им католичества. Но на изломе религиозных войн XVI-XVII веков стали появляться экзальтированные протестантские секты, которые практиковали юродство массово и поэтому их было сложнее наказать. В основе всевозможных американских движений за "гражданские права" как раз и лежит такой же механизм поведения, который практиковали еще те сектанты, над которыми потешался в своих графических скетчах английский карикатурист XVIII века Уильям Хогарт. В протестантском государстве должен быть порядок. Бродяги и шуты его нарушают. Но если одного юродивого суровые протестанты побьют и прогонят, то толпа скакунов на ходулях (был такой прием) это уже явление, с которым придется как-то считаться.
В основе современного западного активизма и цветных революций тоже узнается этот же мотив толпы юродивых заставить с собой считаться остальное общество. В современном западном и прозападном активизме также читается этот мотив выделяться, а затем проповедовать (та самые "мантры упоротых"), который унаследован от экзальтированных протестантских сект.
Но если американскому перформансу про хипов 1960-х годов мир охотно поверил, охотно верили и переживали за американских хипов и в Советском Союзе, то нынешнее продолжение той же культуры не вызывает столько доверия и желания подражать.
Почему этот механизм всё хуже работает?
Люди устроены так, что подражать и верить их можно приучить чему угодно, но для этого нужно согласие элит, или части элит. Раскопки римских катакомб показывают, что у первых христиан были богатые спонсоры. Если перформансы американских хипов 1960-х годов встретили сочувствие всего мира, то это говорит о том, что большая часть мировых элит доверяли американскому капиталу, включая и его причудливый местный бэкграунд. Сейчас в мире появился альтернативный капитал, на который стала полагаться часть незападных элит. Поэтому попытки американского капитала снова очаровать мир продвижением экзальтированных активистов встречает меньше доверия. Сокращение доверия в мире придает уверенности и той части американских консерваторов, которые называют антиобщественное поведение тем, чем оно и является.
Альтернативка - книга о том, что могло бы быть.
Прежде, чем писать альтернативку - вспомни, чьи танки стояли в Берлине?
Я-شوروی — šûravî-Шурави
生が終わって死が始まるのではない。生が終われば死もまた終わってしまうのだ。
«Когда кончается жизнь, смерть не начинается, смерть кончается вместе с ней»
寺山修司 Тэраяма Сюудзи
Лучшая месть - забвение, оно похоронит врага в прахе его ничтожества. (с) Бальтасар Грасиан-и-Моралес