#109 Коготь » 27.03.2012, 12:54
часть 3 от 27.03.12
Поиски рекомендованного Шияновым майора Скрынникова оказались нелегкими. Прежде всего, выяснилось. Что, как такового, летного училища в Харькове не было. А что же тогда было? А было военно-авиационное училище летнабов и штурманов, в котором майора Скрынникова, к огорчению Павлы, не оказалось. В авиационном отделе штаба округа Павла уже час с лишним мозолила глаза и уши дежурному, пока тот взятый измором, наконец-то, не вспомнил, что, оказывается, есть еще авиационное отделение Харьковского Военного пограничного училища НКВД им. Дзержинского. Павле повезло поймать машину от штаба округа, и уже через полчаса, буквально в дверях аудитории, она успела отловить, идущего на занятие майора. На вид ему было лет тридцать пять с небольшим.
- Старший лейтенант Колун, 23-й ИАП. Товарищ майор, разрешите передать вам записку.
- Гм. От кого записка?
- От Георгия Михайловича Шиянова, с которым я недавно виделся в полку боевого применения НИИ ВВС.
«Смерил незнакомого летуна наметанным взглядом. Ведет себя вежливо. Мда. Странно видеть майора в синей авиационной форме с зелеными петлицами. У внука моей подруги ярко синий плюшевый жираф был. Вот он с бело зелеными пластмассовыми глазками и зелеными рожками очень похоже, смотрелся».
Майор быстро прочел записку, и чуть наморщив лоб, задумался. Видимо вспоминал, кто такой Георгий Михайлович Шиянов. Потом кивнул сам себе, и спокойно подвел итог своим раздумьям.
- Товарищ Шиянов просит меня, вас выслушать. Хм. Сейчас я занят, но через час у меня будет минут сорок на посещение буфета. Там все мне и расскажете. Договорились?
- Извините, товарищ майор, но в буфете это обсуждать нежелательно. То, о чем я хотел с вами побеседовать, нельзя обсуждать, где попало. Разрешите, я организую перекус в любом более спокойном месте по вашему выбору?
- А в какой плоскости лежат приготовленные вами для обсуждения вопросы?
«Ух, как напрягся майор. Не забыл видать лихого 37-го. Сам-то ведь он тогда легко отделался. Его же, как сказал Шиянов, из-за «неполного служебного» перевели. Гмм. А его бывшего комбрига Самойлова меньше чем через год после той истории арестовали. Забавно. При этом сам майор сейчас в НКВД служит, и пограничных пилотов НКВД обучает. Хм. Уж не наседкой ли у Самойлова этот майор работал? Интересная тут арифметика выходит. Мдяя. Надо бы с ним как-то помягше, но лебезить не будем, обойдется».
- Вопросы касаются совершенствования методик обучения летно-подъемного состава. У меня есть ряд предложений, но выкладывание их для широкого обсуждения пока преждевременно. Сами знаете, что половину работы можно только умным людям показывать.
- Хм. Тогда не вижу препятствий. Можем пообедать и обсудить прямо в здании по окончании занятия. Дождитесь тогда меня вон там в преподавательской.
- Слушаюсь.
Майор кивнул и скрылся за дверью. Павла сходила купила еды. В открытой всем ветрам комнате, она сервировала на две персоны немудрящий стол для будущих переговоров, и стала терпеливо ждать.
«И чего же мне ему сказать-то? В этом училище НКВД он на авиационном отделении преподает боевую подготовку. А боевая авиа подготовка без летной практики, это примерно, как баба без…ну, в общем, в терминах Глеба Лозинского, это будет «неполнофункциональная женщина». Значит, наверняка, летает этот майор частенько. И на полигонах бывает. Да и новую летную технику назубок знать должен. Понятно, что основными боевыми задачами пилотов пограничников будут разведка и контроль госграницы. Но если уж придется «когти выпускать», то, как минимум, по наземным целям они тут стрелять точно учатся. Каких-нибудь польских партизан Армии Крайовой надо ведь гонять. Хотя это я поспешила, только к середине осени этого года такие боевые задачи у них появятся, но все же, все же… А, как максимум, они и вражеские самолеты сбивать, или к посадке на своей территории принуждать должны уметь. Тогда получается… Уж не знаю, как ему тренировочная концепция с полубронированным ИП-1 на вкус придется, но вот идею высотной разведки скоростными реактивными самолетами, точно должен оценить. А вот про реактивные двигатели, рассказать ему можно будет лишь после плодотворного посещения секретного отдела ХАИ, и получения майором соответствующего допуска. Хмммм. Кстати, а не погранцовские ли часом Р-10 в сборочном цеху 135-го завода лихорадочно клепают? Вроде видела я там на приемке пару дядек пограничников, только значения этому не придала. А ведь 135-й завод, как мне шепчет извилина, выпускал не только Р-10, К-12 и И-Z, но и незабвенный ИП-1. Да, кстати, учебные «спарки» нашей бригады для них явно дополнительная халтура. Их же вроде бы в Горьком серийно выпускают. А из тех аппаратов 69-й бригады, что я тут видела, два УТИ-4 точно прошли капитальный ремонт, а из той тройки пара ДИТов вообще вроде из одноместных «Чижей» переделывалась. А вот у этого майора, на 135-м заводе наверняка хорошие знакомые водятся. Ведь принимают же они как-то Р-10, и учат они своих синезеленых «погранлетов» на них летать? ВЫВОД. Ни хрена заранее сказать нельзя, но вот контакт это очень интересный. У летунов НКВД-шников явно руки длиннее и мохнатее, чем у пилотов ВВС. Вот если бы он еще через свое ведомство пробил решение правительства, или хотя бы надавил на 135-й завод, то очень скоро могли бы появиться и учебная авиачасть для отработки воздушного боя, и учебная реактивная авиачасть».
***
- Заждались?
- Не слишком. Приглашаю к столу товарищ майор. Надеюсь, мешать нам не будут.
- Не волнуйтесь, здесь летом никто не обедает. Сейчас большинство преподавателей в буфете сидят, или в столовой через квартал. Приятного аппетита, товарищ Колун.
«Фамилию запомнил мою, хотя мы с ним и не представлялись друг другу. Хоть и летчик, но чувствуется школа».
- Приятного аппетита. Разрешите доложить предмет обсуждения.
- Не стоит за обедом так официально общаться, Павел Владимирович. Зовите меня Алексеем Ивановичем.
- Благодарю.
«И этот Иваныч. Но как, ни пытается стелить майор, а спать все равно жестковато. Не то, что с Громовым говорить, хотя слова у него и похожие на те. Но дистанция в разговоре сильно заметна, его и мимика выдает и черезчур спокойный тон. А! Ладно. Начнем, только не помолясь, а просто укрепив комсомольской речёвкой пролетарскую силу духа».
- Алексей Иванович, я сегодня вернулся из полка боевого применения НИИ ВВС. Так вот там с участием Шиянова Георгия Михайловича, мы отрабатывали один интересный опыт. Стреляли из пулемета по фюзеляжу старого истребителя И-4 вот такими пулями. А я при этом находился в кабине самолета. Как вы понимаете, если бы местное летное начальство узнало о таких опытах, то вышел бы скандал, но мы отработали это упражнение без огласки и свидетелей.
- Хм. Ну ка, ну ка. А патрон с такой пулей у вас собой есть?
- Есть. А кроме того есть, то что остается от этой пули после попадания ее в дюралюминиевый фюзеляж. Куда бы высыпать, чтоб на столе не мусорить?
- Да вот хоть в пепельницу, она пустая и чистая.
- Видите?
- Дробь, и… смола какая-то. Со скольки вы метров стреляли?
- Примерно со ста пятидесяти, может с двухстот. Но навеска пороха была стандартная, а ведь можно ее еще и уменьшить.
- Так в чем собственно суть вашего предложения, Павел Владимирович?
- Я с вашего разрешения отвечу на этот вопрос чуть позже, а пока очень прошу вас уточнить несколько моментов. Мой ответ как раз сильно зависит от них. Скажите Алексей Иванович, вы ведь пару лет назад на ИП-1 летали, это маневренная машина?
- Гм. ИП-1 самолет хороший. Он маневренный на виражах и очень простой в управлении. По маневренности в горизонте он даже чуть лучше И-16-го. Практически любой пилот, на чем бы он до этого не летал, легко осваивал ИП-1. Только вот из штопора он выходил с проблемами. Ну и еще скороподъемность у него была слабовата. Слишком тяжел этот самолет для мотора М-25. Хотя горизонтальной маневренности это не мешало. Если я правильно понял ваши намеки, вы предлагаете использовать его для обучения истребителей стрельбе по самолетам противника. Я прав?
- Правы. Только предложение мое немного более развернутое. Я тут принес свои соображения, может, посмотрите, когда поедим?
- Покажите, еда от нас не убежит.
«Вчитался. И кому адресовано моментально отследил. Но, похоже, заинтересовался. Этот экземпляр ему даже подарить можно, благо он без подписей профсоюза прикомандированных летчиков».
- Хм. Очень интересные предложения. Но это же, все не к нам. Мы же только пилотов отдельных пограничных эскадрилий обучаем. Наше дело в основном разведка, ну еще немного противодействие нарушителям. А у вас ведь тут предложения по обучению пилотов для ВВС. Или не так?
- Именно так Алексей Иванович. Правда есть небольшой нюанс. Упомянутые в документе специальные тренирующие авиачасти, на мой взгляд, должны отлично знать, вероятный театр военных действий, местные условия боевой работы, поведение и тактику боя потенциального противника. На мой взгляд, такими навыками могли бы обладать авиачасти погранвойск.
- Оригинальный у вас взгляд, Павел Владимирович. То есть вы предлагаете из пилотов погранвойск создавать авиачасти условного противника, чтобы нападать ими на учебные авиачасти ВВС?
- Что-то вроде того. Только вот обучение складывается не только из нападений, но и из отработки наступления учебных частей ВВС на территорию условного противника. Учиться ведь нужно не только обороняться, но и бить врага на его территории.
«Задумался, «темнилкин». Поешь майор, поешь. Такой вопрос без еды в желудке с трудом в мозгу рассосется. А мне, как ни уговаривалась я от глупостей, да видать все равно одна дорога с твоим начальством общаться».
- Мне понравились ваши мысли, Павел Владимирович. Но что сейчас-то вы от меня хотите?
«Молодца. Прямо в лоб. Да и правильно! А чего нам крутить-вертеть, да слишком долго звуки русского языка в пустых фразах мусолить. Время дорого».
- Я хочу предложить вам совместный проект. ВВС очень большая организация, и, на мой взгляд, слишком медленно принимает решения и выделяет средства. Да вы ведь и сами служили в ВВС, и на собственном опыте можете оценить это. Тем не менее, и в ВВС мои предложения также уже отправлены. Правда ждать ответа придется долго, но сидеть, сложа руки, я не собираюсь. Кроме того я считаю, что к предстоящей войне нельзя готовиться по старому. Через знакомых я много раз слышал, что наша подготовка мирного времени не дает пилотам надежной опоры в современном воздушном бою. Это касается всех недавних событий с участием наших летчиков. Сам я воевал в Китае и на собственном опыте знаю то, о чем сейчас говорю. Ну, а прямо сейчас для себя, я бы хотел получить практику полета на ИП-1.
- Совместный проект кого и с кем? Говорите яснее Павел Владимирович.
«Небось, думаешь, майор, что не по чину я тут выступаю. Ничего, ничего. Поглядим, что ты об этом после нашей беседы думать будешь. И про полеты на ИП-1 взял да и проигнорировал, жук».
- Мною предлагается ни много ни мало совместный проект погранвойск НКВД и ВВС.
- Вот ка? И всего-то? Ничего, что мы с вами даже не представители штабов наших ведомств.
- Думаю это как раз неплохо. Нам легче скоординировать свои действия без сильной оглядки на начальство. А вы Алексей Иванович, значит, сомневаетесь в реальности такого совместного проекта? Напрасно, думаю я смог бы вас убедить. Вы ведь Алексей Иванович могли бы выйти на свое руководство с предложением об организации нового учебного центра воздушного боя. Да, это не совсем по вашему профилю, но все же достаточно логично можно увязать и с вашей должностью, да и с задачами авиации погранвойск. А вот, как это увязать, я готов прямо сейчас набросать ряд идей.
- Попробуйте. До начала следующего занятия у нас есть еще минут двадцать. Так что я готов слушать.
- Благодарю, постараюсь уложиться. Итак, как вы понимаете в таком центре, в качестве основной методики повышения летной квалификации пилотов, будет использована, именно та методика, о которой вы только что читали. Центру понадобятся три-четыре небольших аэродрома. Один рядом с Житомиром, один здесь рядом с Харьковом, один где-нибудь под Мурманском, и еще один на границе с Монголией.
- По климатическим условиям их предлагаете распределить.
- Именно. Но кроме климата, чрезвычайно важно иметь возможность изучать местность сопредельной стороны. Каждый из этих центров сможет научить пилотов работать в условиях близких к условиям будущего фронта. Ну, конечно, кроме тылового Харькова, здесь я бы предложил просто расположить главный тренировочный центр для обмена опытом. Не стану скрывать, меня на этом этапе больше всего интересует работа в Житомире и в Забайкалье. В Житомире стоит моя бригада, которую я хочу одной из первых обучить по такой методике. Что же до Забайкалья…По слухам где-то на стыке Манджурии и Монголии сейчас разгорелся какой-то конфликт с японцами или с прикормленными ими китайцами. Точных сведений у меня нет, но если это так, то я прогнозирую на начальном этапе конфликта большие летные потери с нашей стороны. Это в первые два-три месяца воздушных боев, но возможно и позднее.
- Откуда у вас эти сведения?
- От знакомых пилотов. Вы же Алексей Иванович знаете, что ВВС это как большая деревня, шила ведь в мешке не утаишь. Ну, а сведения, полученные от нескольких несвязанных между собой людей, с высокой степенью вероятности будут правдивыми.
- Конкретных фамилий, кто вам рассказал, вы, конечно, не назовете? Нет? Ну да ладно это мы сами проверим, продолжайте.
- Причины такой ситуации с потерями я вижу в слабой системе подготовки летчиков линейных частей, и ненадлежащем использовании опыта боев в Испании и Китае. В то же время самураи, почти наверняка, используют по максимуму и опыт Китая, и опыт Хасана. Я видел, как учат воздушному бою и у нас в бригаде и в других местах, да хоть в тех же Саках. И видел, как воюют японцы. Неопытные авиачасти будут быстро разбиты и сброшены врагом на землю. Прав ли я в своем прогнозе или нет, ваше начальство может легко уточнить по своим каналам. Но, не дожидаясь этого вердикта, я бы предложил начать специальное обучение пилотов-истребителей уже сейчас. И учить пилотов я предлагаю только на монопланах. Сам я начал учиться летать на И-16 еще в Китае, и продолжил по возвращении. А через две-три недели я пройду полную переподготовку с И-15бис на И-16 в нашей же 69-й бригаде. Потом начну обучать полетам на И-16 пилотов бригады. Вот только тот опыт, которым я обладаю, передать на УТИ-4 в полной мере не удастся…
- Хм. Мы вроде бы слегка отклонились от темы.
- Нет, не отклонились. Если к тому времени, как я начну обучать пилотов полетам на УТИ-4, из Харькова к нам в бригаду попадут четыре-шесть учебно-боевых ИП-1, забронированных от учебных пуль и с достаточным набором последних. То я смогу начать обучение не только наших бригадных пилотов, но и других летчиков прикомандированных к нам.
- Хм. Например, пилотов НКВД. Ну а дальше.
«Шустрый майор. Быстро схватывает. Вот только дистанцию уменьшать не хочет. Видать это у всех чекистов профессиональное. Вон Гусакк, тот даже после той бани клюв задирать не перестал».
- Дальше? Примерно за месяц я такими методами смогу обучить бою с японцами одну полноценную эскадрилью на И-16. А еще бы лучше на И-14. Слышал я, что этот самолет в большую серию не пошел, и где-то служат их десятка два. Но, вот, превосходит он «ишака» в бою, а, значит, такая эскадрилья не только тактикой, но и техникой своей будет японцев превосходить. В идеале эту эскадрилью сразу после обучения можно откатать в боевых условиях в Монголии. А через пару недель боев перевести ее на пограничный с СССР аэродром, и развернуть на ее базе полноценный ПОГРАНИЧНЫЙ центр воздушного боя.
- Вы что же предлагаете пилотам ВВС перейти в погранвойска НКВД?
- Необязательно. В той эскадрильи пилотов может быть поровну и тех и тех. Летчиков ВВС потом можно отправить передавать опыт в полки боевого применения, естественно вместе с соответствующей боевой техникой, то бишь с учебно-боевыми ИП-1. А летчики НКВД органично вольются в учебный центр на границе СССР и Монголии.
- То есть будут передавать свой опыт пилотам ВВС.
- Обязательно будут. Передавая опыт, они, кстати, и себя не забудут. Эти пилоты станут лучшими не только в НКВД, но и в ВВС. А через такой центр в дальнейшем необходимо прогнать всех вновь прибывающих в зону конфликта новых пилотов, а заодно и тех, кто был сбит в Монголии, или лечился от ран. Я бы через этот Центр даже пилотов с боевым опытом Испании прогнал бы за пару дней. Для ускорения их знакомства с особенностями тактики самолетов противника, и с местными условиями. Обученные в центе пилоты по своей подготовке к боям с врагом станут на голову выше, чем зеленое не нюхавшее пороху пополнение. Такой пограничный центр. В дальнейшем будет не только учить по раз и навсегда заведенным методикам, но и сможет постоянно обновлять свои методики обучения. Для этого инструкторов центра необходимо будет периодически отправлять на другие театры военных действий, для обобщения полученного там летного опыта и затем снова возвращать для передачи опыта во всех пограничных учебных центрах.
- То, что вы рассказывали, пока больше всего относится к пограничной авиации НКВД, а в чем же будет польза для ВВС?
- Что от этого выиграет ВВС? Да много выиграет, очень много. Во-первых, на какой бы новый фронт не отправляли в дальнейшем линейные части ВВС, у них всегда будет возможность заблаговременно еще до начала боевых действий откатать в условиях максимально приближенных к боевым хотя бы командный состав полков и эскадрилий. Само по себе это уже даст большой выигрыш и времени и сил. Во-вторых, такие учебные центры могут и сами осуществлять выездные показы новой тактики прямо в частях ВВС. И, наконец, в-третьих, на учениях именно такие учебные центры значительно реалистичнее изобразят условного противника. То есть все эти меры помогут постоянно поддерживать ВВС в тонусе, ведь условно воевать они чаще всего будут не внутри себя, а с другим ведомством. А соцсоревнование по боеготовности никто не отменял. Да и просто стыдно будет ВВС слишком часто проигрывать пограничникам НКВД, а, значит, уровень подготовки ВВС будет расти значительно быстрее. Ну, а от этого уже и всей стране, кроме пользы вреда не будет.
- Хм. Звучит все это красиво. Но если наше руководство на это не пойдет, то... В общем, сами понимаете.
- Понимаю, и не питаю по этому поводу иллюзий. Как говорится, нет, так нет. Есть ведь и НИИ ВВС, и командование ВВС, да и не только эти пути решения задачи. Кстати, в связи с обсуждаемой темой, есть у меня одна идея по части контрразведывательной деятельности на границе с Монголией.
- Расскажите.
- Извините, товарищ майор, она касается очень секретных вопросов, и рассказать вам ее я смогу только в присутствии представителей особого отдела округа, либо в НКВД.
- Хм. Любите вы загадки. Сколько времени вы еще пробудете в Харькове?
- Завтра вечером постараюсь уехать.
- Где вы остановились?
- У знакомых, но там нет телефона, поэтому будет лучше, если вы дадите мне свой номер для связи, и укажете часы, когда лучше звонить.
- Номер телефона я вам дам. Давайте так поступим. После этого занятия я созвонюсь с особым отделом округа. А когда вы мне часа в три или позже перезвоните, назначим следующую встречу. Будете звонить, первым делом назовитесь. А сейчас извините, мне пора.
- Разрешите идти?
- Идите.
На входе в ХАИ, Павла застала безрадостную картину. Несколько сотрудников НКВД выносили большие коробки и загружали их в грузовой фургон.
«Мда. Тут мне пока делать нечего. Жаль. Очень мне хотелось у Проскуры выспросить про все, что без меня тут успели сделать. Ладно, видать в другой раз».
Немного поболтавшись по городу, Павла поняла, что до времени звонка по данному майором номеру, придется или сделать хоть что-то полезное, или целых полтора часа провести в обнимку с бутылкой. Поскольку второй вариант был под запретом, она направила свои стопы к знакомому зданию Технологического института. Дежурный по институту удивился услышанным вопросам, но подробно ответил красному командиру, что радиоделом в институте занимается небольшая лаборатория, приписанная к кафедре физики. Правда, выяснилось, что сама лаборатория закрыта, но зато на кафедре случайно оказались несколько членов институтского радиокружка. Беседа со студентами вышла слегка сумбурной. Оказывается кроме ключевой техники, другим оборудованием институт не располагает. На вопросы Павлы о возможности создания малогабаритных голосовых радиостанций для установки на самолеты, молодежь растерянно разводила руками. Единственным результатом беседы стали адреса и телефоны заведующего радиолабораторией и еще одного активиста радиодела. Поняв, что дождаться быстрого результата у нее не получится, Павла попрощалась со студентами и прямо с кафедры позвонила по телефону майора.